Паломничество в Грузию

Сентябрь 28, 2018 in Паломничество

Паломичество к святыням древней Иверии

По благословению настоятеля нашего храма иеромонаха Александра (Зарубина) в сентябре состоялась паломническая поездка приходского актива и молодежи в Грузию. Паломников сопровождал сам отец Александр, а также кандидат богословия, заведующий кафедрой теологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Петр Юрьевич Малков, который любезно помог организовать паломничество.

Грузия – благословенная Иверия, «удел Пресвятой Богородицы» — одна из древнейших стран мира, которая богата своей историей, культурой, святынями, традициями и разнообразной, потрясающе красивой природой.

Началось путешествие с города Тбилиси. Первой святыней на пути был храм Успения Божией Матери на Метехской скале, где также находится памятник основателю города, царю Иверии Вахтангу Горгасали. Здесь же расположена гробница св. Шушаник, царицы Ранской, мученицы VI в. и метехский мост 100000 мучеников. Когда в 1226 г. хорезм-шах Джалал-ед-дин захватил столицу Грузии Тбилиси, он повелел снять купол на Сионском соборе Успения Божией Матери и поставил туда свой трон. На мост положили иконы Спаса и Пресвятой Богородицы. Тбилисцам было приказано пройти по ним, оскверняя образы плевками. Тем, кто отказывался, тут же отрубали голову и сталкивали в реку. В тот день 100000 христиан Тбилиси навечно украсили себя мученическими венцами.

Затем паломники направились в Сиони: храм, названный в честь Сионской горы, среди святынь которого — Крест св. Нины, глава апостола Фомы, чудотворная икона Иверской Божией Матери (точный список), мироточивая икона св. ап. Андрея Первозванного. Поклонились святыням Анчисхати (VI в.) — храма Рождества Пресвятой Богородицы, где хранилась икона Анчисхати — Спас Нерукотворный. Также посетили Самеба: Собор Святой Троицы в Тбилиси, главный кафедральный собор Грузинской православной церкви. Это 4-х этажное сооружение высотой 101 метр. В нижней и верхней частях — 10 алтарей. Есть конференц-зал, помещение Духовной академии, мужской монастырь и резиденция Патриарха. В соборный комплекс входят Надвратный храм в честь Иверской иконы Богородицы, церковь пророка Ильи и звонница. Троицкий собор — один из наибольших в православном мире.

После посещения Троицкого Собора переехали в Мцхету – древнюю грузинскую столицу и современный православный центр страны.

Здесь паломники увидели церковь Антиохия, известную также как церковь св. Стефана. Церковь была построена на рубеже IV-V вв. царем Арчилом (Арчил приходился правнуком царю Мириан, первому принявшему христианство, и дедом великому царю Вахтангу Горгасалу) в знак благодарности Богу, после изгнания персов. В настоящее время это действующий женский монастырь.

Потом посетили Джвари — монастырь Святого Креста, основанный в VI веке рядом с установленным ранее св. Ниной поклонным крестом на вершине горы у слияния рек Куры и Арагви. В главном кресте храма хранится частица Животворящего Креста Господня.

Затем отправились в горный монастырь VI века Зедазени. Основание многих монастырей в Грузии, и этого в том числе, связано с прибытием сюда миссионеров – 13 ассирийских отцов — святых просветителей, пришедших в Грузию из Сирии в VI веке. Эта обитель была основана преподобным Иоанном Зедазенийским в начале VI века на месте бывшего здесь прежде капища идола Задена. Сохранившиеся до наших дней здания построены в VII-VIII вв.

Посетили Шиомгвиме — монастырь, также основанный одним из aссирийских отцов — прп. Шио Мгвимским в VI веке. В монастыре сохранился колодец, где 15 лет подвизался преподобный Шио, спуд и святые мощи преподобного Шио, святой источник «Слезы монаха», чудотворная икона «Явление Божией Матери и Иоанна Предтечи преподобному Шио». В этой обители также почивают перенесённые сюда мощи преподобномучеников Давидо-Гареджийских. В настоящее время монастырь имеет новых насельников.

После поклонения святыням Шиомгвиме паломники отправились в Самтавро — Преображенский храм и женский монастырь в честь просветительницы Грузии святой равноапостольной Нины, который является одной из древнейших христианских обителей (IV в.).

Повсеместным христианство в Иверии становится с IV века, когда сюда прибыла юная уроженка Каппадокии Нина. Еще с детства наслышав о Хитоне Господнем, хранящемся в Мцхете, маленькая хриcтианка горела желанием поклониться святыне. Прежде чем она здесь оказалась, во сне ей явилась Божия Матерь и, вручив крест из виноградной лозы, благословила на проповедь в Своем уделе — в Иверии. Проснувшись, Нина перевязала крест прядью своих волос, что символизировало согласие и посвящение своей жизни на вверенное служение. «Крест святой Нино», отличающийся несколько опущенными вниз сторонами перекладины, стал символом Грузинской православной церкви. Божия Матерь хранила девушку-апостола. По пути в Иверию Нина избежала множества опасностей. Ее спутницы были жестоко замучены слугами римского императора Диоклетиана. Прибыв в Грузию, Нина поселилась у северной границы города Мцхеты, устроив себе в ежевичнике шалашик. Здесь она исцеляла и проповедовала. Однажды к ней пришла сама царица Нана, и равноапостольная ее исцелила от тяжелого недуга. Та обо всем рассказала мужу, а царь поначалу даже вознамерился было убить целительницу, посмевшую обращать его народ к другой вере, но тут же ослеп, стал тщетно молиться своим языческим божкам, а потом воззвал к «Богу Нино», обещая в случае спасения принять христианство, и в тот же момент прозрел. Это прославленный в лике святых, как и его уверовавшая супруга, царь Мириан. Он в присутствии святой Нины исповедал Христа. Сначала были крещены царь и его двор, а затем у слияния рек Арагви и Кура был окрещен весь народ. Произошло это в 326 г.

Полюбили грузины и двоюродного брата равноапостольной Нины — святаго Георгия Победоносца. На всех европейских языках Грузия именуется Георгией.

В монастыре Самтавро паломники посетили часовню рядом с ежевичником, где подвязалась св. Нино, приложились к раке с мощами святаго юродивого старца Гавриила (Ургебадзе), поклонились могилам святых царей Мириана и Наны, побывали в музее, где хранятся личные вещи св. Гавриила.

Следующей древней святыней на пути паломников стала Магалаант эклесия – выдающийся памятник грузинской архитектуры конца XII – начала XIII века, храм, украшенный изысканным каменным орнаментом.

Затем, среди леса и гор, показался живописный монастырь Кватахеви, основанный в ХII веке. Это действующий мужской монастырь с храмом Успения Пресвятой Богородицы.

После отправились в Эртацминда, в храм св. Евстафия Плакиды, построенный в XII веке и украшенный тончайшей резьбой по камню.

И снова путь в горы, где вдали от населенных мест укрылся тысячелетний храм со средневековыми фресками – церковь св. Георгия в Икви.

По живописной тропе вдоль горной реки Тедзами паломники добрались до монастыря Ркони, основанном в VII веке. В Ркони сохранилось три древних храма. Неподалеку от монастыря находится мост Царицы Тамары (постройка начала XIII века).

Затем посетили Собор Воскресения Христова в Самтависи — замечательное архитектурное творение с множеством оригинальных рельефов и фресками.

Путешествие продолжилось по Военно-Грузинской дороге, вдоль живописного Жинвальского водохранилища, на берегу которого расположена крепость Ананури, в XVI веке служившая главным опорным пунктом для арагвских эриставов, правителей этого края. На территории цитадели паломники осмотрели башню с пирамидальной крышей, храм-усыпальницу местных эриставов Гвтаеба (XVI—XVII века), храм Успения (1689 г.) с богато декорированными стенами.

Затем переехали в Казбеги, где сподобились помолиться за божественной литургией в храме Троицы в Гергети, расположенном на высоте 2.170 м. над уровнем моря у подножья горы Казбек.

Далее отправились в Дарьяльское ущелье, где на границе с Россией в 2011 г. был построен мужской монастырский комплекс святых Архангелов Михаила и Гавриила. Этот новый монастырь, по словам грузинского патриарха Илии II, является символом мира и единства между Грузией и Россией.

Перебравшись через перевал «Медвежий крест», верхняя точка которого находится на высоте 2.676 метров над уровнем моря, паломники добрались до крепости Муцо в ущелье реки Ардоти. Можно предположить, что замок возведен в «золотой век» Грузии при царе Георгии III и царице Тамаре (XII-XIII века)… С одной стороны крепость — это единый комплекс, служивший защитой всем ее жителям, а с другой она состоит из отдельных жилых домов и башен.

По такому же принципу построена следующая крепость, которую посетили паломники —  Шатили.  Комплекс расположен на утесе, на углу слияния реки Шатилисцкали с Аргуном. Он также выполнял одновременно и жилые, и оборонительные функции. Дома и башни – всего их около шестидесяти — переплетаются друг с другом, создавая единую систему, внутри которой можно спокойно перемещаться из одного строения в другое.

Потом паломники отправились в монастырский комплекс Давидо-Гареджи, расположенный высоко в горах Кахетии, на границе Грузии и Азербайджана. Преподобный Давид Гареджийский, придя в эти края в начале VI века, основал здесь первый пещерный монастырь, вырытый в скалах, именуемый Давидовой Лаврой. В настоящее время это действующий мужской монастырь, где почивают мощи преподобного.

Воскресенский монастырь расположен на обратной стороне хребта от лавры Давида, не действует. Здесь наземные постройки не столь интересны, как пещеры с сохранившимися фресками IX-XIII веков. В 1616 году во время нашествия шаха Аббаса приняли мученическую смерть только что отпраздновавшие Воскресение Христово, испросив у палачей завершить пасхальное Богослужение, 6000 монахов Давид-Гареджийского монастыря.

Следующим святым местом на пути паломников стал ставропигиальный женский монастырь св. равноапостольной Нино в Бодбэ, основанный в IVв. Здесь покоятся мощи просветительницы Грузии св равноапостольной Нины.

Поклонившись святыне, паломники приехали в Сигнаги — город-крепость с изумительным видом на Кавказские горы и Алазанскую долину. Одной из достопримечательностей города является церковь святого Георгия, построенная в 1793 году.

После Сигнаги отправились в монастырь Некреси и словно попали в другую эпоху… В обители сохранилось много средневековых зданий – четыре храма, епископский дворец с башней, хозяйственные постройки. Впрочем, одно исключение есть: фрагмент базилики IV века. В VI веке святой Авив, один из прибывших из Сирии святых, стал епископом Некресским и имел здесь резиденцию. Монастырь являлся важным культурным центром Кахетии. В монастыре есть интересная традиция, связанная с его историей. Во время нашествия мусульман монахи поместили в монастырь стадо свиней, и захватчики не смогли преодолеть свою религиозную брезгливость. Таким образом, благодаря свиньям, обитель была спасена от разорения. С тех пор, в знак уважения к свиньям, насельники монастыря вкушают свинину.

Затем паломники посетили Георгиевский монастырь в Алаверди. Комплекс св. Георгия основан св. Иосифом Алавердийским, одним из 13 ассирийских отцов, пришедших в Грузию в VI в. для укрепления христианства в Грузии и утверждения здесь монашеской жизни. Здесь сохранился спуд св. преподобного Иосифа. Собор Святого Георгия в Алаверди является вторым по высоте в Грузии, первым среди сохранившихся средневековых соборов. Это главный и самый почитаемый храм в Кахетии, центр Алавердской епархии.

Далее отправились в село Шуамта, где находится два монастыря – Старая и Новая Шуамта, которые в свое время были важными религиозными центрами христианской Грузии. Дзвели Шуамта или Старая Шуамта состоит из нескольких храмов, построенных в V – VII веках. Рядом с монастырем находится святой источник. Ахали Шуамта или Новая Шуамта была построена позднее, в XVI веке. Монастырский комплекс состоит из храма Богородицы, колокольни и хозяйственных построек. Новая Шуамта – это действующий женский монастырь. Стены монастыря украшены уникальными фресками XVII века. По преданию монастырь был построен кахетинской царицей Тиной, которая увидела в детстве пророческий сон об этом, и впоследствии приняла постриг.

Следующим пунктом паломнического маршрута, после заезда в Боржоми к целебному минеральному источнику, стал расположенный в лесной лощине Зелёный монастырь, основанный в IX-X в.в. учениками св. Григола Хандзцтели – Христофором и Фёдором. В XVI веке вся братия монастыря приняла от турков мученическую смерть. Русло реки, протекающей на территории монастыря, полно камней красноватого цвета. Некоторые верующие считают, что это на этих камнях осталась кровь убитых монахов.

Затем состоялось посещение монастыря Чуле, где сохранилась церковь св. Георгия, построенная в XIV веке, расписанная в 1381 году живописцем Арсением.

После Чуле отправились в Зарзма, в монастырь Успения Пресвятой Богородицы, основанный в IX в. учеником великого подвижника Грузинской Православной Церкви св. Михаила Парехского, св. Серапионом Зарзмским. В храме сохранились уникальные фрески XVI в.

Потом посетили монастырь Сапара, который называют «Большой Грузинской Лаврой св. Саввы Освященного» (IX-XIII в). «Сапара» переводится как «спрятанный», т.к. дорогу к монастырю отыскать не так просто. Здесь находится чудотворный образ иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» и девять древних церквей, среди которых храм «Святого Сабы» с уникальными фресками.

Затем паломники побывали в гостях у отшельника – отца Алексия, который подвизается в Тавкветула. Тавкветула – скальный, пещерный храм и мужской монастырь Усекновения Главы Иоанна Предтечи (VIII-IХ в.в.). Это особо чтимое место в Грузии. Храм высечен в отвесной скале. Чтобы попасть в храм надо перейти реку Куру, подняться по крутому подъему к подножию храма, пролезть через единственный узкий проход, и вскарабкаться по вертикальной лестнице.

После Тавкветула отправились в Земо Вардзия. Земо Вардзия в переводе с грузинского — верхняя Вардзия, небольшой действующий женский монастырь. Эта древняя обитель была построена предположительно в XI веке и при царе Георгии III. До наших дней здесь сохранилась церковь Успения Пресвятой Богородицы (X в.), где находится чудотворная мироточивая икона св. Николая Чудотворца.

Из маленькой верхней Вардзии переехали в целый пещерный монастырский комплекс – Вардзия, созданный с участием царицы Тамары в 1156—1205 гг. на юго-западной границе Грузии как крепость и монастырь в целях перекрытия ущелья реки Куры для защиты от иранских набегов. Высеченный в скалах комплекс находится на левом берегу реки Мтквари. Девятнадцать ярусов простираются с запада на восток вдоль горы в длину на 800 метров, в глубину горы до 50 метров и в высоту на девять этажей. Наружу вели три тайных хода, из которых неожиданно для иноземных захватчиков появлялись тысячи грузинских воинов. Здесь находятся жилые помещения однокомнатные, двух-, трех- и четырех-, включаю двухэтажные комнаты, галереи и вертикальные туннели, тайные ходы и аптеки. В середине комплекса находиться храм Успения, практически полностью покрытый фресками. На протяжении длительного времени монастырь являлся не только защитником грузинского царства, но и собирателем и носителем уникальной духовной культуры грузинского народа.

Следующим святым местом на пути паломников стал Георгиевский монастырь в Убиси IX века, основанный святым Григорием Хандзтели. Здесь сохранились 4-х этажная башня отшельника (1141 г.), фрагменты оборонительной стены XII века и храм св. Георгия, украшенный уникальными фресками конца XIV века.

Затем приехали в Кутаиси, где посетили Баграти —  храм, возведённый правление Баграта III как главный собор его единого Грузинского королевства и освящённый в честь Успения Богородицы в 1003 году. Величественный по размерам и пропорциям храм был пышно украшен резьбой и мозаиками и играл исключительную роль в средневековой истории Грузии. Во время нападения турок в 1691 году взрыв пороха разрушил кровлю и купол собора, впоследствии не восстанавливавшегося. В 1770 году артиллерия русского генерала Тотлебена уничтожила Кутаисскую крепость и всю восточную часть храма Баграта. В 1994 году храм Баграта был внесён ЮНЕСКО в число объектов Всемирного наследия, в 2001 году передан Грузинской православной церкви, которая периодически проводила в руинах богослужения. Когда в 2010 по распоряжению президента Михаила Саакашвили началась реставрация Баграти, ЮНЕСКО выразила обеспокоенность производимыми работами и потребовала их прекратить. На некоторое время реставрация была приостановлена, но в 2012 году возобновилась и успешно завершилась, несмотря на протесты ЮНЕСКО, патриарха Грузии, а также многих других частных лиц и организаций. В 2017 году ЮНЕСКО удалила собор Баграти из списка объектов Всемирного наследия, так как его реконструкция нанесла ущерб целостности и подлинности. Многим очень не нравится стеклянная шахта лифта, построенная с северной стороны собора.

Затем паломники приложились к мощам прп. Максима Исповедника, обретенным совсем недавно – в 2010 г. в древнем монастыре во имя прп. Максима Исповедника близ г. Цагери.

После отправились в монастырь Гелати, основанный св. царём Давидом Строителем в 1106 г., в честь присоединения к грузинскому государству Кахетии и побед над турками-сельджуками. Здесь же царь создал Гелатскую академию, крупнейший просветительский центр Грузии. Главным строением комплекса является Церковь Успения Пресвятой Богородицы. В этом храме сохранились знаменитые гелатские мозаики и фрески, датируемые XII-XVIII столетиями. Особенно ценятся росписи с изображением Богоматери. На северной стене храма находится фреска с изображением царя Давида Строителя. Помимо этого, в комплекс Гелати входит крестово-купольная церковь Святого Георгия Победоносца (XII I в.), которая является уменьшенной копией основного Гелатского храма. Церковь расписана фресками XVI века. Также к ансамблю относится двухэтажная церковь Святого Николая Чудотворца (XIII в.). Монастырь стал усыпальницей грузинских царей. Сам Давид Строитель завещал похоронить себя так, чтобы каждый входящий наступал на его останки ногами. Так, по преданию, царь раскаивался за свою гордыню. Теперь прах царя покоится под южными вратами храма, чтобы всякий, кто входит в монастырь, был вынужден наступать на его могилу.

Потом паломники посетили монастырь Моцамета, стоящий над бурной рекой Риони и утопающий в зелени прибрежной растительности. Моцамета в переводе с грузинского означает мученики. Главный храм монастыря освящён в честь святых братьев-мучеников Давида и Константина Аргветских, погибших от рук арабского захватчика Мурвана Ибн Мухаммеда в VII веке. Здесь же, в монастыре, почивают их мощи.

Завершилось паломничество возвращением в Мцхету и посещением собора Светицховели.

Светицховели (V–XI вв.) — главная национальная святыня Грузии, где под спудом хранится Хитон Господень и Милоть (плащ) св. пророка Илии. Это кафедральный патриарший храм Грузинской Православной Церкви, бывшая резиденция Католикоса–Партриарха всея Грузии. Здесь была построена царём Мирианом по совету св. равноапостольной Нины первая в Грузии церковь. Она представляла собой деревянное сооружение с опорой животворящего столпа. Настоящее здание церкви XI в. освящено во имя Двенадцати Апостолов. Здесь похоронены грузинские цари и патриархи; происходят важные церковные события, в частности, интронизация Предстоятелей.

По преданию, в I веке нашей эры раввин Элиоз выкупил в Святой Земле у римских воинов Хитон Господень и, прибыв во Мцхета, вручил его своей сестре Сидонии. Услышав рассказ о смерти Христовой, и взяв святыню, Сидония прижала ее к себе и предала Господу душу. Хитон так и не смогли забрать из рук этой первой грузинской святой, и она была погребена вместе с ним. На месте упокоения святой Сидонии вырос чудотворный кедр. Святая Равноапостольная Нино попросила царя Мириана срубить это дерево и воздвигнуть церковь над могилой Сидонии. Кедр срубили, из него вырезали семь колонн, шесть из которых установили в церкви, а седьмая повисла в воздухе. Святая Нина молилась всю ночь, и тогда столп без прикосновения руки людской встал на место. Этот столп мироточил, а миро излечивало больных. Столп стал именоваться животворящим — по-грузински Светицховели. Так и храм получил название Светицховели.

Сейчас Животворящий Столп находится почти в центре современного храма, над ним построена каменная сень, которая расписана фресками. Большинство сохранившихся фрагментов фресок иллюстрируют историю самого Столпа. В храме также можно увидеть фрески XVI–XVII вв.

Паломники сподобились помолиться в Светицховели за божественной литургией в воскресный день, иеромонах Александр сослужил духовенству собора. Богослужебные песнопения удивительной красоты исполнял мужской хор.

По милости Божией, за весьма короткий срок путешествия по Грузии – 11 дней, паломникам удалось приложиться к великим святыням времен Христа, увидеть множество древнейших храмов, познакомиться с историей великих подвижников, насладиться красотой природы и почувствовать, что такое грузинское гостеприимство.

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus