Предалтарный иконостас

Схема расположения икон в предалтарном иконостасе нижней церкви храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях:

I . Первый ярус (нижний) — «местный» ряд.

Содержит Царские врата и иконы по левую и правую стороны (храмовая икона — № 4), а также боковые двери (южную — №5 и северную — № 10).

II. Второй ярус — «праздничный» ряд.

Содержит иконы двунадесятых и великих праздников — священных событий, которые послужили спасению людей.

III. Третий ярус — «Деисусный» ряд.

Имеет своим центром образ Христа Вседержителя (Деисус – от греч. «моление», «прошение»). По правую руку от Него (слева для нас) Пресвятая Богородица, молящая о прощении человеческих грехов, по левую руку — образ проповедника покаяния Иоанна Предтечи, рядом Апостолы и святители.

Первый ярус иконостаса

1. Царские врата и образ Тайной вечери

Благовещение Пресвятой Богородицы. Благовещение Пресвятой Богородицы — это возвещение архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении по плоти от нее Иисуса Христа. Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы отмечается 7 апреля по новому стилю.

События Благовещения описаны единственным евангелистом апостолом Лукой: «Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами». Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк. 1:28-33).

Четыре Евангелиста. Евангелисты (от греч. «благовестники») – так называются авторы четырех книг Нового Завета – Евангелий: апостолы Матфей, Марк, Лука и Иоанн.

 2. Тайная вечеря (над Царскими вратами)

– это пасхальная трапеза (ужин) Спасителя с учениками-апостолами накануне его крестных страданий (в Великий четверг), во время которой Он установил Таинство Причащения (Евхаристия) – благодатное средство единения верующих с Богом и друг с другом, которое совершается по сей день за Литургией.

3. Икона «Спас Нерукотворный»

Это особый тип изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе (плате).

Иконы этого типа воспроизводят прижизненный образ Спасителя, явленный вследствие чуда.

Едесский царь Авгарь, страдавший от неизлечимой болезни, послал ко Христу своего живописца Ананию с тем, чтобы тот вручил Ему письмо с приглашением посетить город Едессу (юго-восток современной Турции) для исцеления. Выслушав Ананию, Христос отказал Авгарю в личном посещении, однако не отказал в Своей милости. Омыв лицо и потребовав принести убрус (плат), Христос отёрся. В результате на ткани платка отпечатлелся Его Божественный лик. Через Ананию плат был передан царю Авгарю, после чего тот был исцелен.

4. Храмовая икона Покрова Пресвятой Богородицы

На ней изображено чудесное событие, которое произошло в 910 г. во Влахернском храме в г. Константинополе.

Город был осажден врагами, единственным прибежищем жителей осажденного города стал храм, где люди в молитве просили у Бога спасения от варваров. Во время такой молитвы святой юродивый Андрей со своим учеником Епифанием увидели, как Сама Божья Матерь коленопреклоненно молилась перед Господом о спасении народа. После чего подошла к Престолу и еще раз помолившись, сняла со Своей головы омофор и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Покров сиял в руках Пречистой Матери, окруженной ангелами и сонмом святых, а рядом стояли святой Иоанн Креститель и святой апостол Иоанн Богослов. Так Богородица спасла Константинополь от разорения и гибели людей.

Праздник Святого Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и отмечается 14 октября.

 

5. Южная дверь (диаконская) с изображением Архангела Гавриила

Архангел Гавриил – посланник Божий, Архистратиг. Только два ангела носят это почётное звание: Архангел Гавриил и Архангел Михаил (северная дверь (см. № 10) с изображением Архангела Михаила).

Он возвещал ветхозаветному человечеству о будущем воплощении Сына Божия: вдохновлял пророка Моисея при написании книги Бытия; пророку Даниилу возвещал о грядущих судьбах еврейского народа (Дан.: 8: 16, 9:  21 — 24); являлся праведной Анне с вестью о рождении от нее Преблагословенной Девы Марии. Святой Архистратиг Гавриил неотступно пребывал со святой Отроковицей Марией в Иерусалимском храме и впоследствии охранял Ее во все время земной жизни. Он возвестил в день Благовещения Деве Марии, что имя ее Сына будет — Иисус (Мф. 1: 21). Он явился священнику Захарии, предсказав рождение Предтечи Господня — Иоанна Крестителя (Лк. 1: 13). Господь посылал его к святому Иосифу Обручнику: он явился ему во сне, чтобы открыть ему тайну воплощения Сына Божия от Пресвятой Девы Марии (Мф. 1: 20 — 23), предупредил о замыслах Ирода и повелел бежать в Египет с Младенцем и Богородицей (Мф. 2: 13).

По Рождении Господа Гавриил явился пастухам и объявил им о пришествии Спасителя (Лк. 2: 9 — 14). Когда Господь перед Своими страданиями молился в Гефсиманском саду на укрепление Его, по Церковному Преданию, был послан с Небес Архангел Гавриил (Лк. 22: 43). Жены-мироносицы услышали от Архистратига радостную весть о Воскресении Христовом (Мф. 28: 2 — 7, Мк. 16: 5 — 7, Лк. 24: 4 — 7, Ин. 20: 12 — 13).

6. Икона Святителя Димитирия, митрополита Ростовского

На иконе над Св. Димитрием — Божья Матерь с Предвечным Младенцем, рядом образ Архангела Гавриила и Иоанна Крестителя.

Святитель Димитрий в 1668 г. принял монашество, в 1675 г. был рукоположен во иеромонаха. В течение нескольких лет иеромонах Димитрий подвизался, проповедуя слово Божие, в различных монастырях и храмах Украины, Литвы и Белоруссии. Некоторое время он был игуменом Максимовской обители, а затем Батуринского Никольского монастыря. В 1684 г. ему было поручено составление Четиих-Миней (житий святых) на весь год. С того времени вся дальнейшая жизнь святителя Димитрия была посвящена выполнению этого подвижнического, грандиозного по своим масштабам поручения. Божественная помощь не оставляла святителя на протяжении его двадцатилетнего труда. В 1701 г. был хиротонисан на Сибирскую митрополичью кафедру в г. Тобольск, в 1702 г. получил новое назначение — митрополита Ростовского. Как и прежде, он продолжал неусыпно заботиться об укреплении единства Русской Православной Церкви, ослабленного старообрядческим расколом. В его вдохновенных трудах и проповедях многие поколения русских богословов черпают духовные силы для творчества и молитвы. Для всех православных христиан он остается примером святой, аскетической, нестяжательной жизни. По его кончине, последовавшей 28 октября 1709 года, у него не нашли никакого имущества, кроме книг и рукописей. Причисление святителя Димитрия, митрополита Ростовского, к лику святых совершилось 22 апреля 1757 года. Празднество ему установлено также 21 сентября, в день обретения мощей.

7. Собор новомучеников и исповедников российских за Христа пострадавших явленных и неявленных

Этот образ создан группой ведущих иконописцев Православного Свято-Тихоновского Богословского Института в 2000 г., в год прославления в лике святых сонма новомучеников и исповедников Церкви Русской на юбилейном Архиерейском Соборе.

Сонм новопрославленных святых угодников Божиих представлен на фоне храма, изображающего храм Христа Спасителя в Москве, в качестве собираемого образа Церкви, символа Царствия Небесного.

Перед ним изображен престол, одетый в красное, пасхальное облачение. Такое облачение престола является одним из существенных символов вечной, пасхальной радости, победы над адом и смертью, ликования в Царствии Небесном, где пребывают мученики.

Рядом с престолом — два Первоиерарха Русской Церкви начального периода гонений: Патриарх Тихон (Беллавин) и митрополит Крутицкий Петр (Полянский). Рядом с ними изображены — митрополит Казанский Кирилл (Смирнов), епископ Ковровский Афанасий (Сахаров), архиепископ Тверской и Кашинский Фаддей (Успенский), митрополит Ярославский Агафангел (Преображенский), епископ Тобольский Гермоген (Долганëв), архиепископ Пермский и Кунгурский Андроник (Никольский), митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский), архиепископ Верейский Иларион (Троицкий), митрополит Петроградский Вениамин (Казанский), митрополит Ленинградский Серафим (Чичагов).

На престоле лежит раскрытое Евангелие со словами Спасителя: “Не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити…” (Мф.10:28). Центром композиции является крест, подчеркнуто крупного размера, указывающий на причастность к мученическому подвигу всех изображенных на иконе, а также на торжество Церкви над грехом через Крест Христов. По вертикали на оси креста, внизу, ниже престола, расположена группа царственных мучеников с Государем Николаем II в центре. Рядом с ними — преподобномученицы Елизавета Федоровна и Варвара Яковлева, архимандрит Сергий (Сребрянский), протоиерей Сергий Мечёв, архимандрит Сергий (Шеин), протоиерей Философ Орнатский, протоиерей Иоанн Кочуров.

8. Казанская икона Божией Матери

В 1579 г. после пожара в г. Казани, уничтожившего часть города, десятилетней девочке Матроне во сне явилась Богородица, велевшая откопать её икону на пепелище. В указанном месте, где была печь, на глубине около метра Матрона нашла икону — почитаемый образ Казанской Божией Матери. На месте явления иконы по указу Ивана IV (Грозного) был построен Богородицкий девичий монастырь, первой монахиней которого стала Матрона, принявшая имя Мавры. В 1904 г. из Богородицкого монастыря икона была похищена.

Празднование Казанской иконе совершается 8 июля (21 июля по новому стилю) в честь обретения иконы в Казани в 1579 году и 22 октября (4 ноября по новому стилю) в честь избавления Москвы от поляков в 1612 г., т.к. в этот день ополчение Минина и Пожарского вступило в Китай-город с Московским списком этой иконы.

Сейчас в России хранится несколько списков иконы, считающихся чудотворными. Самые известные находятся в Казанских соборах Москвы и Санкт-Петербурга. Также есть «ватиканский» список VIII в., который до передачи Русской православной церкви в 2004 г. хранился в личных покоях папы римского Иоанна Павла II.

9. Икона Святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского

Святитель изображен с Евангелием в руке, по сторонам его — Спаситель и Божия Матерь.

Святитель Николай родился в III в. в г. Патара (страна Ликия, сейчас — территория Турции). Николай был очень религиозным с раннего детства и полностью посвятил свою жизнь христианству. Стал епископом г. Мира (Ликия), где проповедовал до самой смерти в 343 г. Во время своего священного служения святитель Николай ревностно защищал христианскую веру от ересей, прежде всего арианства. Считается, что он принимал участие в I Вселенском соборе в г. Никея (325 г.). Святитель Николай известен как защитник оклеветанных, часто избавляющий невинно осуждённых, молитвенник за моряков и других путешественников.

Сразу после смерти тело святителя стало мироточить. Над могилой в VI веке построили базилику, а в начале IX века — Церковь Святого Николая, в которой мощи хранились до 1087 г. Затем они были похищены итальянцами и перевезены в г. Бари. Ныне мощи святителя хранятся в этом городе в Базилике Святого Николая. Моряки из Бари забрали большую часть мощей святителя, находившихся в саркофаге в г. Мира, оставив все мелкие фрагменты в могиле. Хотя жители перепрятали оставшиеся мощи, но в 1099 — 1101 гг. благодаря пыткам стражей они были собраны венецианцами во время первого крестового похода и доставлены в Венецию, где на острове Лидо была построена Церковь святого Николая.

Вначале праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского г. Бари, в других странах христианского Востока и Запада он не был принят, греческая Церковь также не установила празднования этой даты, возможно, потому что потеря мощей Святителя была для неё печальным событием.

На Руси в XI в. почитание святителя распространилось быстро и повсеместно. Традиционно праздник прибытия мощей святителя носит название Николы Вешнего (Летнего) и празднуется 22 мая по новому стилю, а день его смерти (19 декабря по новому стилю) — Николы Зимнего.

10. Северная дверь (диаконская) с живописным изображением Архангела Михаила

Архангел Михаил — один из высших ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви. Михаил на еврейском значит «Кто, как Бог». В Писании именуется «князем», «вождем воинства Господня» и изображается, как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Так, архангел Михаил явился Иисусу Навину в качестве помощника, при завоевании израильтянами Обетованной земли. Он явился пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства. Даниилу было предсказано о помощи народу Божию со стороны архангела Михаила в период предстоящих преследований при Антихристе. В книге Откровения архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-диавола. Апостол Иуда кратко упоминает об архангеле Михаиле, как о противнике диавола. (Нав. 5, 13; Дан. 10, 12: 1; Иуд. 9; Откр. 12: 7 — 9).

Церковь почитает архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. На иконах его изображают с огненным мечом в руке или копьем, низвергающим диавола. В начале IV века Церковь установила праздник Собора святых ангелов во главе с архангелом Михаилом 8 ноября (по новому стилю — 21 ноября).

 

11. Икона свв. мчч. Адриана и Наталии

Супруги Адриан и Наталия жили в г. Никомидии в Вифинской области Малой Азии. Адриан был язычником и служил чиновником императора Максимиана Галерия (305–311 гг.), гонителя христиан. Наталия была тайная христианка.

Во время гонений близ Никомидии в пещере скрывалось 23 верующих. Их поймали, судили, истязали и заставляли принести жертву идолам. Потом их повели в судебную палату, чтобы записать их имена. Здесь находился начальник палаты Адриан, который спросил их, какую награду ожидают они от своего Бога за мучения. Они ответили ему: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2,9). Услышав это, Адриан сказал писцам: «Запишите и мое имя вместе с ними, потому что и я – христианин». Адриана посадили в тюрьму. Наталия ободряла Адриана быть мужественным и не отрекаться от Христа. Адриан вместе с другими мучениками был подвергнут страшным истязаниям, скончался святой в 304 г. Тысяченачальник армии хотел жениться на Наталии, которая была еще молода и богата.

Еще перед смертью Адриана Наталия просила его молиться, чтобы ее не заставили выйти замуж. Теперь Адриан явился ей во сне и сказал, что вскоре она последует за ним. Так и случилось: Наталия скончалась на гробе своего мужа в предместье г. Византии, куда его тело перенесли верующие.

12. Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Многие годы после Вознесения Спасителя Матерь Божия жила в Иерусалиме и в Эфесе, рядом с ней всегда был апостол Иоанн Богослов, которому Христос на кресте поручил заботиться о Своей Матери. Ко времени Своего Успения Пресвятая Дева вернулась в Иерусалим. Она заранее знала, что Ее ожидает и молилась, чтобы апостолы собрались и попрощались с нею. Ученики Христа в это время проповедовали в различных частях света, но Божественный Сын исполнил волю Своей Матери — апостолы на облаках чудесным образом перенеслись в Иерусалим. Настал час, и комната, в которой лежала Богородица, наполнилась светом. Сам Христос, окруженный множеством ангелов, архангелов и других небесных сил, сошел к Своей Матери. Без какого-либо телесного страдания Пресвятая Дева отдала душу в руки Своего божественного Сына. Тело Богородицы апостолы принесли торжественным шествием через весь Иерусалим до Гефсиманского сада и похоронили в пещере, заложив вход большим камнем. Три дня апостолы не отходили от места погребения, на третий день к ним подошел апостол Фома (не присутствовал при Успении). Другие апостолы сжалились над ним и решили открыть камень, чтобы Фома бросил последний взгляд на тело Богоматери. Но Ее тела там не было — Господь вознёс Ее на небо не только душой, но и телом.

Праздник Успения относится к числу двунадесятых и восходит к первым векам христианства. С 582 г. при византийском императоре Маврикии этот праздник уже отмечается повсеместно, с 595 г. праздник стали отмечать 15 августа (28 августа — по новому стилю) в честь победы, одержанной в этот день Маврикием над персами.

«Успение» — славянское слово, которое обозначает «сон» или «кончину». Однако телесный уход Пресвятой Богородицы из нашего мира нельзя назвать «смертью» или «сном», потому что Она жива и непрестанно молится о всех нас.

Второй ярус иконостаса

Второй ярус иконостаса — «праздничный», содержит иконы важнейших православных праздников — основных событий жизни Христа и Богородицы.

Иконы располагаются в порядке их следования в церковном году, начиная с 1 сентября (по старому стилю).

Левая сторона (от нас) второго яруса:

  1. Рождество Богородицы
  2. Введение Богородицы во Храм
  3. Благовещение
  4. Рождество Христово
  5. Сретение Господне
  6. Крещение
  7. Преображение

Правая сторона (от нас) второго яруса:

  1. Вход в Иерусалим
  2. Воскресение Христово
  3. Вознесение
  4. Пятидесятница
  5. Успение Пресвятой Богородицы или Память святых жен-мироносиц
  6. Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня
  7. Сошествие Святого Духа 

Третий ярус иконостаса

Третий ярус иконостаса — «Деисусный», содержит иконы «Деисус» и апостолов.

27. Трёхфигурный «Деисус»

От греческого «Деисус» означает «прошение», «моление». В центре — изображение Христа (в иконографии Пантократора — Вседержителя), справа и слева от Него — Богоматерь и Иоанн Креститель соответственно, представленных в традиционном жесте молитвенного заступничества.

Основной догматический смысл деисусной композиции — это посредническая молитва, заступничество за род людской перед лицом грозного Небесного Царя и Судии. На формирование данной иконографии оказала влияние Литургия.

 

28 — 32 и 33 — 37. Образы обращенных ко Христу в молитве апостолов

Апостолы Пётр и Павел именуются «Первоверховными» как внёсшие наибольший вклад в становление христианства (по первенству порядка и трудов).

Андрей, брат Апостола Петра, рыбак из Вифсиады, ученик Иоанна Крестителя; Пётр (он же Симон сын Ионин), также называемый «Кифой», брат Апостола Андрея, рыбак из Вифсаиды; Иоанн (сын Зеведея) Богослов, брат Апостола Иакова, рыбак из Вифсаиды; Иаков (сын Зеведея), брат Апостола Иоанна, рыбак; Филипп из Вифсаиды; Варфоломей, он же Нафанаил, уроженец Каны Галилейской, о котором Иисус Христос сказал, что это истинный израильтянин, в котором нет лукавства (Ин. 1: 47); Матфей, мытарь, евангелист; Фома, называемый «Близнецом»; Иаков (сын Алфея), брат Фаддея; Иуда Фаддей (сын Алфея); Симон Кананит, он же Симон Зилот; Матфий, посредством жеребьевки вошедший в число двенадцати апостолов после вознесения Иисуса Христа.

Согласно Преданию, все апостолы от двенадцати умерли мученической смертью. Апостол Иоанн единственный, кто умер по старости собственной смертью.

Каждому апостолу в церковном календаре установлены отдельные дни памяти. 13 июля по новому стилю совершается соборная память двенадцати апостолов — Собор святых славных и всехвальных двенадцати Апостолов.

Visits: 2 Visits: 1690921

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
© 2010-н/в Официальный сайт Прихода при храме Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. Все права защищены.