«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». (Мф. 5:5)
Еще в начале XIX века протоиерей Виктор Гурьев писал, что «близ церкви сохранилось древнее кладбище, каменные памятники которого от времени вошли в землю». Это старинное кладбище показано на планах XIX века. Оно располагалось по оси храма с запада на восток в сторону реки и, несомненно, было со стоявшим здесь в XVII веке деревянным храмом. В XVIII веке новые захоронения стали устраивать у нынешнего храма, о чем свидетельствуют четыре сохранившиеся надгробные закладные доски.
Они располагаются на восточной и северной стенах и имеют форму прямоугольника в обрамлении орнаментной рамки, в центре которой на верху ангелы возносят митру. Надписи сильно повреждены, но удалось установить имена на двух надгробиях:
- Ирина Алексеевна Климова (1704-1732)
- Анна Андреевна (ум. 1732)
Предположительно мужья усопших – Иван Климов и Михаил Климов соответственно, похоронены здесь же. Все они были дворовыми людьми Ивана Львовича Нарышкина.
Николай Григорьевич и Надежда Яковлевна Гурьевы
Надгробие Николая Григорьевича Гурьева — единственный сохранившийся надгробный памятник кладбища сел Фили и Покровское на территории церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Филях.
Старинный дворянский род Гурьевых берет начало от царствования Петра Великого. Один из отпрысков этой знатной фамилии — граф Григорий Гурьев, ставший хозяином части филевской земли в 1865 году, жил со своей семьей в Петербурге, а в подмосковные Фили приезжал на лето. Гурьевы были не только постоянными прихожанами, но и меценатами храма. О последних представителях этого рода, живших в начале XX века, мы узнали из воспоминаний алтарника храма — Андрея Федосеевича Пусепа, написанных после возрождения церковной общины, по благословению настоятеля храма отца Бориса.
«Старший сын Григория Гурьева, Николай Григорьевич, в молодости вел довольно беззаботную, веселую жизнь, что собственно и делали юноши из состоятельных семей…
Зимой обычно, как и все члены семьи, Николай жил в Петербурге, а весной приезжал на лето в свой дом на Филях.
В один из таких приездов в Москву, он был приглашен на выпускной бал в Мариино-Александровский пансион для «благородных» девиц, что находился на Пречистенке. Здесь и произошла встреча Николая Григорьевича с его будущей невестой.
Барышня Надежда Яковлевна Бобырь не была красавицей. Но в ней было столько женственности, обаяния и привлекательности… Словом, Николай Григорьевич был покорен.
В 1893 году, двадцатипятилетний Николай Григорьевич вводит в свой дом восемнадцатилетнию милую Надечку…
Когда в семью Гурьевых вошла бесприданница Надежда Яковлевна, ее приняли весьма недружелюбно…
А вскоре случилась беда, после чего вся семья признала Надежду Яковлевну по-настоящему своей.
Несчастье случилось с барышней Александрой Григорьевной — старшей сестрой Николая Григорьевича…
Санечка заболевает страшной болезнью – черной оспой. Все в ужасе избегают комнаты, где лежит умирающая, обходя ее стороной.
Требуется сиделка, которую никак не могут найти. И тут Надежда Яковлевна заявляет, что за Санечкой будет ухаживать она.
Потекли нескончаемые дни и ночи около тяжелобольной. И каждый раз, когда барышне удавалось поднять набухшие веки, она видела перед собой одни и те же добрые заботливые глаза. И пока больная не пошла на поправку, Надечка ни разу не покинула ее.
Шли годы, но детей у Николая Григорьевича и Надежды Яковлевны все не было. Надежда Яковлевна неустанно лечилась и молилась. Она была глубоко верующим человеком. Однажды ей приснился сон, который она помнила всю жизнь. Снилось ей — будто стоит она на балконе дома, где жил Иван Григорьевич, откуда хорошо была видна церковь Покрова. Вдруг видит, что к куполу плывет большое белоснежное облако. Видит, как оно медленно приближается. Как доплыв до церкви, останавливается и из него постепенно начинают проступать какие-то очертания. Когда облако растаяло, Надежда Яковлевна узнала лик Иисуса Христа, грустно смотрящего на нее. Она сразу опустилась на колени в земном поклоне, горячо моля его о ребенке. Когда же она подняла голову и снова взглянула на Христа, то увидела, что глаза его закрыты и по щекам из-под ресниц сползают две крупные слезы. Голова тихо покачивается в отрицательном движении.
В ужасе проснулась Надежда Яковлевна и разбудив мужа, рассказала ему о своем сне. Николай Григорьевич тоже был взволнован сном жены, но старался ее успокоить.
— Видишь. Надечка, — промолвил Николай Григорьевич — Он же сказал тебе, что у нас не будет детей и не надо Его больше просить об этом.
Надежда Яковлевна с тех пор перестала молиться о ребенке. Она поверила в этот сон и поняла — значит так надо.
Гурьевы были людьми очень верующими. Соблюдали религиозные обряды, выделяли значительные суммы денег на поддержание и украшение храма Покрова Богородицы…
1 декабря 1905 года какие-то неотложные дела задержали Гурьевых на Филях дольше обычного, и они осенью не уехали, как обычно, в Петербург. В субботу первого декабря вечером стали собираться в церковь ко всенощной. Николай Григорьевич побрился, сам зажег лампадки перед иконами в своем кабинете, и в ожидании жены прилег немного отдохнуть…
Николай Григорьевич умер внезапно от кровоизлияния в мозг.
Надежда Яковлевна мало рассказывала, что она тогда пережила. Разве передашь вес это словами? Но вся ее дальнейшая жизнь показала глубокую преданность и любовь к покойному мужу. Николай Григорьевич был похоронен на Фильском кладбище за церковью Покрова Богородицы.
Надгробие было исполнено из лучших дорогостоящих материалов. В постаменте была небольшая ниша со стеклянной дверцей, где постоянно горела лампада, зажженная рукой любящей вдовы. Под памятником был склеп, где надеялась найти вечный покой и Надежда Яковлевна, рядом со своим мужем…
В годы первой мировой войны на Филях был лазарет для тяжелораненых солдат. Туда постоянно приходила и ухаживала за ранеными эта маленькая женщина. Когда не хватало мест в лазарете, Надежда Яковлевна брала часть раненых в свой дом. Ухаживала за ними, просиживая подле них часами.
В революцию Надежда Яковлевна не пострадала от поднявшегося фильского населения. Достаточно сказать, что когда солдаты пришли громить ее усадьбу, то фильские крестьяне стали кордоном около дома и не допустили насилия».
Надежда Яковлевна Гурьева скончалась в 1934 году. Ее желанию упокоиться рядом с мужем не суждено было сбыться – кладбище было ликвидировано, все надгробные памятники разбиты. Лишь в 70-е годы 20-ого столетия, усилиями сотрудников музея памятник на могиле верного прихожанина храма Покрова — Николая Григорьевича Гурьева был частично восстановлен. И все же каждый раз, подходя к этому месту, мы понимаем, что это памятник подлинной христианской любви и добродетели. Вечная память!
Архиепископ Варнава
Архиепископ Варнава (1859 — 1924), в миру Василий Александрович Накропин, — уроженец Олонецкой губернии, с юности был прилежным постником и молитвенником — любил церковные службы, много времени проводил за чтением святоотеческих творений, всячески избегая мирских развлечений. В 1895 году поступил в Клименецкий монастырь послушником. Спустя два года Василий принимает монашество с именем Варнава, затем удостаивается рукоположения в иеродиакона и иеромонаха, а в 1899 году становится настоятелем монастыря. Спустя пять лет Варнава возводится в сан игумена и вскоре перемещается настоятелем Палеостровского монастыря, с возведением в сан архимандрита.
В 1908 году митрополит Московский Владимир, оценив достоинства архимандрита, ходатайствует перед Синодом о перемещении отца Варнавы на должность настоятеля Коломенского Троицкого монастыря.
Отец Варнава в народе прославился добрыми проповедями. Будучи человеком начитанным и пасторски мудрым, он оставался прост в общении. За советом к нему приходили все — от простых крестьян и рабочих до представителей высшего общества.
28 августа 1911 году состоялась хиротония архимандрита Варнавы во епископа Каргопольского, викария Олонецкой епархии. Владыка начинает странствовать вокруг своей земли подобно древним русским святителям. Его с почетом, при большом стечении народа встречают всюду. Местом своей резиденции в Каргополе епископ Варнава избрал Спасо-Преображенский монастырь. За короткое время он снискал любовь братии, хотя был строг и подчас перемещал непослушных в отдаленные обители.
2 ноября 1913 года отец Варнава стал епископом Тобольским и Сибирским. С момента своего вступления на Тобольскую кафедру, епископ Варнава стал заниматься собиранием свидетельств святости Святителя Иоанна (Максимовича), Митрополита Тобольского, останки которого почивали в Софийском соборе Тобольского кремля.
В 1916 году по представлению Государя Императора Николая II, Святейший Синод принял решение о канонизации Святителя Иоанна Тобольского. 10 июня в Тобольске состоялись официальные торжества по прославлению в лике святых Святителя Сибири Чудотворца. Тысячи православных прибыли на праздник в Тобольск, это было последнее духовное торжество в царской России. 5 октября 1916 года отец Варнава был возведён в сан архиепископа.
В 1918 году владыка Варнава подвергался аресту и был заключен в Бутырскую тюрьму в Москве, где претерпел допросы и унижения.
В 1920 году владыка Варнава назначен архиепископом Архангельским, но к месту назначения, по-видимому, по состоянию здоровья не поехал.
Скончался архиепископ Варнава 13 апреля 1924 года в Москве. 22 апреля был отпет святителем Тихоном Патриархом Московским в церкви Покрова в Филях, в ограде которой был погребён.
Вечная память!