Иконы в центральной части храма на стенах
1. Икона Божией Матери «Утоли моя печали»
Икона Богородицы, почитаемая чудотворной, празднование иконе совершается 7 февраля по новому стилю.
Прославление образа относится ко второй половине XVIII в. Особенно много чудес произошло во время чумы 1771 г.
Предание сохранило память о многих чудесных событиях, наиболее известным из которых является случай полного исцеления женщины знатного происхождения, которой было явление Богородицы.
На иконе Божия Матерь изображена держащей правой рукой Младенца Христа, у Которого в руках развернут свиток со словами:
«Суд праведный судите, милость и щедроты творите кийждо искреннему своему; вдовицу и сиру не насильствуйте и злобу брату своему в сердце не творите» (Богородицу просили утолить не только печали и болезни, но и людское жестокосердие).
Левую руку Богоматерь приложила к своей голове, несколько склонённой набок, будто Она прислушивается к молитвам всех обращающихся к Ней в печалях и скорбях.
2. Икона Священномученика Алексия (Троицкого) и Преподобномученицы Александры (Червяковой)
Алексий Троицкий родился 1 февраля 1875 г. в городе Коломне Московской губернии в семье псаломщика. 19 июля 1920 г. был рукоположен во священника в храме Образа Нерукотворного Спаса села Волынское (ныне район «Матвеевское»). Здесь он поддерживал и помогал людям — крестил, венчал, отпевал, утешал, принимал их покаяние, принимал их исповедь и соединял их со Христом в таинстве Евхаристии. Он прекрасно понимал, что его служение идёт в разрез с новой идеологией, с новым государственным строительством. Он не мог изменить Христу, не мог предать Господа. И остался верным Богу до конца. В 1929 г. отец Алексий был арестован по обвинению в поджоге храма, но после трехдневного заключения его освободили за недоказанностью обвинения. В 1934 г. храм в селе Волынском был властями закрыт, и с 1935 г. он стал служить в Покровской церкви в Филях. 23 ноября 1937 г. тройка НКВД приговорила отца Алексия к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Священник Алексий Троицкий скончался в заключении 20 февраля 1942 г. и был погребен в безвестной могиле.
Преподобномученица Александра (в миру Мария Афанасьевна Червякова) родилась в 1873 г. в г. Курске. В 20-е гг. приняла монашеский постриг. К этому времени схимонахиня Александра уже стала хорошо известна православным как благочестивая и прозорливая старица. Все последние годы своей жизни она тяжело болела, почти ослепла. У нее в квартире останавливались возвращающиеся из ссылки священники и постоянно находилось несколько послушниц, так что образовывалась небольшая монашеская община, и служилась литургия.
Чтобы получить исцеление от телесной немощи она всегда советовала пойти на святые источники в Косино. Кроме того, и в Филях, где жила схимонахиня, ею были указаны четыре чудотворных источника, из которых она брала воду сама и советовала брать верующим. Властями такие паломничества расценивались как преступление, и впоследствии эти советы схимонахини Александры были поставлены ей в вину.
26 августа 1937 г. была арестована и заключена в Бутырскую тюрьму в Москве. 2 сентября она была допрошена, обвинена за «участие в контрреволюционной церковно-монархической группе» и расстреляна 13 октября 1937 г. на полигоне Бутово и погребена в безвестной общей могиле.
4 февраля (переходящая дата) празднуется Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.
3. Икона Божией Матери «Млекопитательница»
На иконе изображена Богородица кормящей грудью Младенца Иисуса Христа, сидящего слева. Богоматерь увенчана короной, которую подносят ей два ангела — символическое отображение служения Бесплотных сил Царице Небесной.
Согласно преданию, чудотворная икона «Млекопитательница» находилась в лавре, основанной преподобным Саввой Освященным около Иерусалима. В 532 г., умирая, преподобный Савва предсказал братии, что лавру посетит царственный паломник из Сербии с именем Савва и повелел передать ему в благословение эту икону. Это событие произошло в XIII в., когда святитель Савва Сербский (первый архиепископ Сербии) прибыл в Палестину, где ему было передано завещание святого Саввы Освященного, и лавра благословила его иконой «Млекопитательницы». После этого он привез икону в сербский Хиландарский монастырь на Святой горе Афон.
Наиболее известные чудотворные списки иконы есть также в России (в Богоявленском соборе в Москве, Богородичном Щегловском Пантелеимоновом монастыре в Туле) и других странах.
Празднование образу Пресвятой Богородицы «Млекопитательницы» установлено в день памяти святителя Саввы Сербского и совершается 25 января.
4. Икона Святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского
Святитель Николай родился в III веке в г. Патара (страна Ликия, сейчас — территория Турции). Николай был очень религиозным с раннего детства и полностью посвятил свою жизнь христианству. Стал епископом г. Мира (Ликия), где проповедовал до самой смерти в 343 г. Во время своего священного служения святитель Николай ревностно защищал христианскую веру от ересей, прежде всего арианства. Считается, что он принимал участие в I Вселенском соборе в г. Никея (325 г.). Святитель Николай известен как защитник оклеветанных, часто избавляющий невинно осуждённых, молитвенник за моряков и других путешественников.
Сразу после смерти тело святителя стало мироточить. Над могилой в VI веке построили базилику, а в начале IX века — Церковь Святого Николая, в которой мощи хранились до 1087 г. Затем они были похищены итальянцами и перевезены в г. Бари. Ныне мощи святителя хранятся в этом городе в Базилике Святого Николая. Моряки из Бари забрали большую часть мощей святителя, находившихся в саркофаге в г. Мира, оставив все мелкие фрагменты в могиле. Хотя жители перепрятали оставшиеся мощи, но в 1099 — 1101 гг. благодаря пыткам стражей они были собраны венецианцами во время первого крестового похода и доставлены в Венецию, где на острове Лидо была построена Церковь святого Николая.
Вначале праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского г. Бари, в других странах христианского Востока и Запада он не был принят, греческая Церковь также не установила празднования этой даты, возможно, потому что потеря мощей Святителя была для неё печальным событием.
На Руси в XI в. почитание святителя распространилось быстро и повсеместно. Традиционно праздник прибытия мощей святителя носит название Николы Вешнего (Летнего) и празднуется 22 мая по новому стилю, а день его смерти (19 декабря по новому стилю) — Николы Зимнего.
5. Икона «Собор всех святых»
В Откровении Иоанна Богослова описывается, что Собор всех святых означает поклонение всех без исключения святых (без учета фактической канонизации) Агнцу Божьему. После этого произойдет снятие седьмой печати. В этот праздник почитаются все известные и неизвестных праведники.
Православная Церковь почитает всех святых в первое воскресенье после Пятидесятницы, то есть это переходящий праздник, приходящийся на конец восьмой недели после празднования Пасхи.
История праздника и иконы Собора всех святых уходит корнями в IV-V вв. и связывается с именем Иоанна Златоуста и Ефрема Сирина. Святой Иоанн Златоуст рассказывал о празднике в своих проповедях, указывая точную дату празднования, совпадающую с настоящей. Что касается святого Ефрема Сирина, то он указывал на праздник в своих песнопениях.
Икона «Собор всех святых» рассказывает нам о дне Страшного суда, изображая всех праведников, торжествующих в Раю. Многие иконописцы посредством данной иконы попытались изобразить свое видение Неба.
Иконы в центральной части храма на тумбовых аналоях
1. Икона «Покров» Пресвятой Богородицы
На иконе изображено чудесное событие, которое произошло в 910 г. во Влахернском храме в г. Константинополе.
Город был осажден врагами, единственным прибежищем жителей осажденного города стал храм, где люди в молитве просили у Бога спасения от варваров. Во время такой молитвы святой юродивый Андрей со своим учеником Епифанием увидели, как Сама Божья Матерь коленопреклоненно молилась перед Господом о спасении народа. После чего подошла к Престолу и еще раз помолившись, сняла со Своей головы омофор и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Покров сиял в руках Пречистой Матери, окруженной ангелами и сонмом святых, а рядом стояли святой Иоанн Креститель и святой апостол Иоанн Богослов. Так Богородица спасла Константинополь от разорения и гибели людей.
Праздник Святого Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и отмечается 14 октября.
Молитва ко Пресвятой Богородице
О, Пресвята́я Де́во, Ма́ти Го́спода вы́шних си́л, небесе́ и земли́ Цари́це, гра́да и страны́ на́шея всемо́щная Засту́пнице!
Приими́ хвале́бно-благода́рственное пе́ние сие́ от на́с, недосто́йных ра́б Твои́х, и вознеси́ моли́твы на́ши ко престо́лу Бо́га, Сы́на Твоего́, да ми́лостив бу́дет непра́вдам на́шим и проба́вит благода́ть Свою́ чту́щим всечестно́е и́мя Твое́ и с ве́рою и любо́вию покланя́ющимся чудотво́рному о́бразу Твоему́.
Не́смы бо досто́йни от Него́ поми́ловани бы́ти, а́ще не Ты́ уми́лостивиши Его́ о на́с, Влады́чице, я́ко вся́ Тебе́ от Него́ возмо́жна су́ть.
Сего́ ра́ди к Тебе́ прибега́ем, я́ко к несомне́нней и ско́рой Засту́пнице на́шей: услы́ши на́с, моля́щихся Тебе́, осени́ на́с вседержа́вным покро́вом Твои́м и испроси́ у Бо́га, Сы́на Твоего́, па́стырем на́шим — ре́вность и бде́ние о душа́х, градоправи́телем — му́дрость и си́лу, судия́м — пра́вду и нелицеприя́тие, наста́вником — ра́зум и смиренному́дрие, супру́гом — любо́вь и согла́сие, ча́дом — послуша́ние, оби́димым — терпе́ние, оби́дящим — стра́х Бо́жий, скорбя́щим — благоду́шие, ра́дующимся — воздержа́ние, все́м же на́м — ду́х ра́зума и благоче́стия, ду́х милосе́рдия и кро́тости, ду́х чистоты́ и пра́вды.
Е́й, Госпоже́ Пресвята́я, умилосе́рдися на немощны́я лю́ди Твоя́: разсе́янныя собери́, заблу́ждшия на пу́ть пра́вый наста́ви, ста́рость поддержи́, ю́ныя уцелому́дри, младе́нцы воспита́й, и при́зри на все́х на́с призре́нием ми́лостиваго Твоего́ заступле́ния, воздви́гни на́с из глубины́ грехо́вныя и просвети́ серде́чныя о́чи на́ша к зре́нию спасе́ния.
Ми́лостива на́м бу́ди зде́ и та́мо, в стране́ земна́го прише́льствия и на стра́шнем суде́ Сы́на Твоего́.
Преста́вльшияся же в ве́ре и покая́нии от жития́ сего́ отцы́ и бра́тию на́шу в ве́чней жи́зни со а́нгелы и со все́ми святы́ми жи́ти сотвори́.
Ты́ бо еси́, Госпоже́, сла́ва небе́сных и упова́ние земны́х, Ты́ по Бо́зе на́ша Наде́жда и Засту́пница все́х, притека́ющих к Тебе́ с ве́рою.
К Тебе́ у́бо мо́лимся и Тебе́, я́ко всемогу́щей Помо́щнице, са́ми себе́ и дру́г дру́га и ве́сь живо́т на́ш предае́м, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.
Ами́нь.
2. Казанская икона Божией Матери
В 1579 г. после пожара в г. Казани, уничтожившего часть города, десятилетней девочке Матроне во сне явилась Богородица, велевшая откопать её икону на пепелище. В указанном месте, где была печь, на глубине около метра Матрона нашла икону — почитаемый образ Казанской Божией Матери. На месте явления иконы по указу Ивана IV (Грозного) был построен Богородицкий девичий монастырь, первой монахиней которого стала Матрона, принявшая имя Мавры. В 1904 г. из Богородицкого монастыря икона была похищена.
Празднование Казанской иконе совершается 8 июля (21 по новому стилю) июля в честь обретения иконы в Казани в 1579 году и 22 октября (4 ноября по новому стилю) в честь избавления Москвы от поляков в 1612 г., т.к. в этот день ополчение Минина и Пожарского вступило в Китай-город с Московским списком этой иконы.
Сейчас в России хранится несколько списков иконы, считающихся чудотворными. Самые известные находятся в Казанских соборах Москвы и Санкт-Петербурга. Также есть «ватиканский» список VIII в., который до передачи Русской православной церкви в 2004 г. хранился в личных покоях папы римского Иоанна Павла II.
3. Икона «Распятие Господне» с врезным Крестом
Казнь Иисуса Христа через распятие — событие, завершающее Страсти Христовы и предшествующее погребению и Воскресению Иисуса Христа.
О распятии повествуют все четыре евангелиста, каждый сообщает свои подробности (Мф. 27:33-38; Мк. 15:22-27; Лк. 23:33-43; Ин. 19:17-25).
Согласно сообщениям евангелистов, при распятии Иисуса Христа присутствовали: Мария, мать Иисуса Христа (Богородица), Иоанна Богослов (ему Иисус вверил заботиться о своей матери: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Её к себе»), Мария Магдалина, Мария Клеопова, два разбойника (распятые по сторонам от Иисуса), римские воины во главе с сотником (именуемым в апокрифах Лонгином), народ, первосвященники и книжники, которые насмехались над Иисусом.
С третьего воскресенья Великого поста начинается Крестопоклонная неделя, посвященная поклонению Кресту. В это день вспоминается распятие Спасителя, читается Евангелие от Марка (Мк. 8:34-9:1): «Кто хочет душу свою сберечь, тот погубит ее. А кто погубит душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее». В субботу вечером в центре храма устанавливается крест, который доступен для поклонения до пятницы четвертой недели (седмицы Великого поста).
Кроме этого, каждую неделю (седмичный богослужебный круг) в среду (в день предательства Иудой Спасителя) особо чтится Крест Христов, а в пятницу мы вспоминаем Крестную Жертву Спасителя.
4. Смоленская икона Божией Матери
Икона относится к иконописному типу Одигитрия. Богородица изображена по пояс, левой рукой она поддерживает Младенца Христа, держащего в левой руке свиток, а правой благословляющего. Образ Богоматери почти лишен движения, лишь правой рукой она указывает на Иисуса, как на путь спасения.
Икона Пресвятой Богородицы именуемая «Одигитрия-Смоленская» известна на Руси с древнейших времен. Когда и кем была принесена икона в Россию из Греции — ясных и достаточных сведений нет.
Икона Богоматери именуемая «Смоленская» представляет собой список с «Одигитрии-Влахернской», написанной по преданию святым евангелистом и апостолом Лукой. Согласно одному из сказаний, в котором сообщается, что греческий император Константин Мономах Порфирородный (1042-1054 гг.) благословил этою иконой свою дочь Анну Мономахиню, выдавая ее замуж в 1046 г. за черниговского князя Всеволода сына Ярослава Мудрого. Так как эта икона сопровождала царевну Анну при путешествии из Царьграда в Чернигов, и сама икона получила наименование «Одигитрия» («Путеводительница»).
После смерти князя Всеволода Ярославовича и его супруги Анны, икона перешла к их сыну Владимиру Всеволодовичу Мономаху. Князь Владимир Мономах перенес семейную икону из Чернигова в Смоленск и поставил ее в соборном храме в честь Успения Богородицы. С этого времени икона Пресвятой Богородицы «Одигитрии» стала называться «Смоленской» по месту поставления. Из многочисленных чудес, совершившихся от этой иконы, особо замечательно спасение Смоленска от нашествия Батыя в 1239 г.
В начале XV в. икона «Одигитрии» была принесена из Смоленска в Москву и поставлена, как великая святыня, в Благовещенском соборе Кремля, с правой стороны от Царских врат.
В 1456 г. в Москву с воеводой и знатными жителями прибыл епископ Смоленский Мисаил и просил великого князя Василия Васильевича Темного отпустить святую икону Богоматери в Смоленск. По благословению митрополита Святителя Ионы, Василий Васильевич решил исполнить просьбу смоленских послов и отпустить икону. С чудотворного образа был выполнен список «мера в меру» и поставлен на том месте, где стояла чудотворная икона.
В 1524 г. великий князь Василий III в память возвращения Смоленска в состав русских городов, основал Новодевичий монастырь недалеко от того места, где было последнее молебствие перед «Смоленской» иконой Богородицы. В этот монастырь был перенесен и список иконы из Благовещенского собора Кремля.
В 1666 г. икона «Смоленской» Богородицы была вторично принесена в Москву, архиепископом Смоленским Варсонофием, для реставрации потемневшей живописи. Поновление древнего образа было выполнено также в 1669 и в 1812 гг. В 1812 г. во время нашествия французов икона была вывезена из Смоленска епископом Иринеем (Фальковским) и доставлена в Москву. Икона была поставлена в Успенском соборе Кремля для поклонения народа. В день Бородинской битвы 26 августа, когда праздновалось сретение иконы «Владимирской» Богоматери, преосвященный Августин с сонмом московского духовенства, совершил крестный ход с иконами «Владимирской», «Смоленской» и «Иверской» Богоматери вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен.
Перед занятием Москвы французами, икона «Смоленской» Богоматери была отправлена в Ярославль. Здесь она оставалась до самого окончания Отечественной войны 1812 года. После окончания военных действий икона была торжественно перенесена в Смоленск, где и установлена вновь в кафедральном соборе и находилась до 1941 г. Дальнейшая судьба древнего образа неизвестна. В каталоге древней русской живописи, изданном Государственной Третьяковской галереей в 1963 г. сказано, что «икона пострадала от войны».
Празднование в честь «Смоленской» иконы Богоматери установлено 10 августа в память прибытия иконы на Русь в 1046 г.